об основателе - Морихей Уесиба

Морихей Уесиба

Морихей Уесиба 1883-1969

Отрывки из книги, составленной Сьюзан Перри 

(редактором журнала Aikido Today Magazine)

Предисловие
Эта подборка личных воспоминаний о Морихэе Уэсибе, основателе Айкидо, появилась благодаря исключительным усилиям Сьюзан Перри, редактора журнала Aikido Today Magazine.
С самого начала проекта эта книга вызвала у меня большой интерес, и я с нетерпением ожидал ее выхода в свет. Я надеюсь, что благодаря ей многие смогут познакомиться с Айкидо, а те, кто уже его практикуют, захотят изучать это искусство более основательно. Я убежден, что эта книга поможет людям глубоко и правильно понять дух Айкидо, которому учил основатель. И я искренне надеюсь, что она окажет позитивное влияние на людей, занимающихся Айкидо по всему миру. 

МОРИТЭРУ УЭСИБА

Айкидо Досю

Токио, Январь 2002  


ВВЕДЕНИЕ

 
Морихэй Уэсиба (1883 - 1969), которого люди, практикующие Айкидо, называют О-Сэнсэй, был одним из самых прославленных мастеров боевых искусств мира. Его дар заключался в том, что он соединил эффективные боевые техники с глубокой духовностью. Будучи мастером многих боевых искусств, он выявил в будо (воинском пути) глубокий философский элемент. Он оказал очень большое влияние, как на философов и мыслителей, так и на мастеров боевых искусств. 


О-Сэнсэй много путешествовал по Японии и совершенствовал свое искусство, общаясь с другими мистиками и провидцами, а также успешно преодолевая различные физические испытания. Его репутация как человека  будо росла. 
У него появилось большое количество учеников. Многие из них стали его ути дэси (учениками, живущими при мастере). Система ути дэси была обычным японским способом обучения - в некоторой степени похожим на западную модель обучения ученика какому-либо ремеслу. Ученики жили под одной крышей со своим учителем, и, следовательно, оказывались вовлеченными во многие аспекты его повседневной жизни. 


Айкидо - это искусство, которое передается на духовном уровне. И хотя О-Сэнсэй был религиозным человеком (как это будет показано в некоторых историях этой книги), я не хочу сказать, что то, что О-Сэнсэй передал своим ученикам, было религией. Скорее он стремился помочь людям проникнуться глубоким уважением к жизни и «духом исполненной любви защиты всего живого».
Ути дэси полагалось заботиться о потребностях О-Сэнсэя двадцать четыре часа в сутки. И что бы ему ни понадобилось - попрактиковать техники посреди ночи, поехать в другой город преподавать, радушно встретить гостя или заняться сельским хозяйством - ути дэси должны были быть готовы ему в этом помочь. И таким образом они могли видеть, как принципы Айкидо распространяются на все грани жизни. Для своих учеников О-Сэнсэй был моделью Айкидо. 


Философские трактаты и абстрактные философствования редко вдохновляют людей действовать, однако живые примеры благородства и безупречности могут вселить надежду и побудить к действию. Люди ставят себе целью то, что им кажется возможным и правильным. Если кто-то ведет добродетельную жизнь, то другие могут увидеть, что такая жизнь возможна. Мать Тереза и Ганди являют собой примеры скромной и бескорыстной жизни, а истории Иисуса, Будды и Магомета на протяжении веков помогали людям так строить свои жизни, чтобы они могли понять, как сделать их лучше. В этом смысле О-Сэнсэй также вдохновляет многих людей.

 
Многие ученики О-Сэнсэя взяли на себя сложную задачу распространения философии Айкидо. И работая в этом направлении, они познакомили с ней широкую международную общественность. Теперь ученики О-Сэнсэя являются лидерами Айкидо во всем мире. Но они стареют. Их личные воспоминания об О-Сэнсэе передавались их ученикам, чтобы они черпали в них свое вдохновение. В том, что уже стало устной историей, наше представление о видении О-Сэнсэем Айкидо строится на воспоминаниях тех, кто его окружал. 
Уроки О-Сэнсэя не всегда были одинаковыми для всех. Напротив, он строил занятия в соответствии с интересами и возможностями своих учеников. Соответственно его ближайшие ученики, равно как и ученики, тренировавшиеся у него менее регулярно, ушли с разными представлениями об искусстве и разными историями о своем учителе.